Ответ: Для ответа на данный вопрос следует рассмотреть отдельно основные группы автомобильных лизинговых продуктов, представленных на российском рынке. Ни один их них нельзя отнести к финансовому или операционному лизингу в чистом виде, поскольку все в той или иной степени включают в себя элементы обоих типов продуктов.
Управляющий автопарком легко найдет массу предложений различающихся по структуре услуг, условиям аванса, периодичности и сроку выплат, среди которых довольно легко запутаться. Конечно же, невозможно ответить на то, какие условия будут наиболее предпочтительны вообще, этот вопрос корректен для каждой конкретной компании и должен решаться в индивидуальном порядке. Однако можно отметить общие тенденции и наиболее популярные используемые схемы лизинга.
Продукт финансового лизинга автомобиля получил значительное развитие за последние 5 лет. Вообще финансовый лизинг согласно своему морфологическому корню, а также определению подразумевает исключительно финансовую услугу, связанную с финансированием приобретения а/м. Однако таких продуктов на Российском рынке практически нет. В базовом пакете как привило, идут услуги регистрации, постановки на учет, снятия с учета, прохождения ГТО, также часто к этому набору добавляются услуги страхования, предоставление подменного автомобиля и другие, по своей сути, операционные услуги. Таким образом, в России в повседневной речи понятие финансового лизинга имеет свою специфику как более емкого продукта, включающего некоторые операционные составляющие. Безусловно, вопрос выбора структуры услуги сугубо индивидуален и зависит от нужд компании. Некоторые предпочитают использовать финансовый лизинг исключительно как финансовый инструмент и ищут именно такие предложения. Однако в большинстве случаев лизинговые компании обладают хорошими условиями поставщиков дополнительных услуг и поэтому даже с учетом своей прибыли могут предложить клиентам выгодные условия. Особенно это привлекает компании, которые только планируют приобрести автопарк и не имеют никаких договоренностей. Здесь мы пришли к одному из значительных неценовых преимуществ лизинга перед собственностью – отсутствие необходимости проведения тендеров, постоянного мониторинга рынка и поиска более выгодных условий приобретения и обслуживания автомобилей разных производителей, что является огромной и важной задачей грамотного управления автопарком. Естественно, все косвенные административные, бухгалтерские и другие расходы, трудовые ресурсы, экономию времени необходимо учитывать при корректном сравнении финансового и, тем более, операционного лизинга с собственностью. Действительно, эти расходы слишком велики, чтобы ими пренебрегать.
В отношении срока контракта также можно выделить общие тенденции. Так, большинство компаний предпочитают использовать 3-х или 4-х летний контракт. Однако для некоторых групп (например, маркетинговые автомобили, автомобили для тест-драйва) обычно используют краткосрочный лизинг, вплоть до 13 месяцев.
Также можно отметить, что большинство компаний используют лизинг без предоплаты, а также то, что в массе своей корпоративные клиенты предпочитают лизинг с высокой остаточной стоимостью (до 30 %). Действительно, за счет высокой остаточной стоимости ежемесячный платеж сводится до возможного минимума, тогда как наличие авансового платежа автоматически сводит на нет основное преимущество лизинга перед покупкой а/м в собственность. При этом, компании сознательно отказываются от получения а/м по окончании срока лизинга, в пользу более ровной структуры расходов на автопарк компании.