Рынок автомобильного лизинга в России набирает обороты. Особенно это касается операционного лизинга, который значительно прибавил в 2008 году. Этому способствует появление новых поставщиков услуг лизинга, рост конкуренции, улучшение качества обслуживания, снижение стоимости и предоставление все более гибких и выгодных контрактов. Спрос на операционный лизинг растет как среди крупных европейских компаний, так и среди небольших отечественных. Поэтому вопрос выбора оптимального лизингового контракта и поставщика операционного лизинга стоит как никогда остро.
Итак, компания решила использовать в качестве метода финансирования операционный лизинг, будь то самостоятельное решение, основанное на экономических расчетах или приказ головного офиса, нацеленный на единообразную структуру управления автопарком во всех подразделениях. Первое, что следует сделать — определиться со структурой лизингового контракта, сроком лизинга и поставщиком.
Стандартный договор операционного лизинга включает финансирование, страхование автомобилей, сервисное обслуживание и ремонты, операции регистрации. Также по желанию могут быть включены услуги шиномонтажа, доставки, эвакуатора, аварийного комиссара и т.п. По окончанию контракта автомобиль почти всегда возвращается лизингодателю. В таблице отражены ставки ежемесячной стоимости лизинга в условиях стандартного договора без аванса на пробег 100000 км.
Таблица 1. Средние ставки на середину 2008 года
Ставки усреднены по данным от 4 лизинговых компаний, а также по автомобилям одного класса, рассмотрены стандартные комплектации. Данная статистика достаточно актуальна и может быть использована для примерного представления о стоимости операционного лизинга до конца года. Аналитики управляющей компании «Пятое колесо менеджмент» советуют при проведении тендера:
1.Запрашивать ставки по всему модельному ряду автомобилей компании, а не по 1-2 моделям.
Действительно, нередки ситуации, когда автомобиль одной модели обходится дешевле в одной лизинговой компании, а автомобиль той же модели но другой комплектации – обходится дешевле в другой лизинговой компании. В таких случаях необходимо учитывать марки и модели автомобилей, то есть сравнивать стоимость всего автопарка в лизинге от разных компаний.
2.Запрашивать ставки в различных соотношениях «срок и пробег» по контракту.
Приведенная выше таблица подтверждает, казалось бы очевидный факт, – 3-летний лизинг из расчета «в месяц» дороже 4-летнего. Однако предложения рассмотрены в расчете на одинаковые пробеги — 100000 км – за 3 либо 4 года (отметим, что в среднем пробег в корпоративных автопарках составляет менее 100 000 км за 4 года). В случае же пропорционального увеличения пробега до 133 000 км за 4 года растет стоимость планового обслуживания, а главное — неплановых ремонтов, падает остаточная стоимость автомобиля, возможна замена серьезных дорогостоящих агрегатов автомобиля, работы по шиномонтажу, поэтому в некоторых случаях 4-летний лизинг может все же оказаться дороже.
3.Выбирать несколько поставщиков (желательно при парке более 50 авто)
Это особенно критично, если весь автопарк компании находится в операционном лизинге. Выбор даже двух поставщиков позволит значительно уменьшить совокупный лизинговый платеж за автопарк за счет грамотного распределения желаемых моделей между лизинговыми компаниями. Также это создаст конкурентную среду между компаниями и обеспечит выгодные условия лизинга, избавит от долгосрочной зависимости от одного поставщика. Однако не стоит использовать более одной компании при парке менее 50 авто и более 4 лизинговых компаний, поскольку это существенно затруднит управленческие, административные и бухгалтерские ресурсы, учет и управление автопарком в целом.
4.Детально рассматривать условия контракта
К сожалению, несмотря на максимальную предсказуемость операционного лизинга с точки зрения ведения и планирования расходов компании, дать четкую оценку лизинговой сделки можно только после окончания контракта и сдачи автомобиля. Действительно, только в процессе эксплуатации и после сдачи автомобиля можно понять реальные экономические и административные расходы, удобство работы с лизинговой компанией. Поэтому мы настоятельно рекомендуем обратить внимание на детальное описание всех процессов по обслуживанию автомобилей, разделение обязанностей между вами и лизинговой компанией, на возможность и условия досрочного расторжения, на условия возврата автомобилей лизингодателю (либо условия выкупа).
Эффективное управление автопарком в целом, четкое и структурированное проведение тендера при выборе поставщика, регулярный анализ рынка и изменение условий в соответствии с ним в частности, позволят сэкономить огромные расходы и трудовые ресурсы. Одни только эти две меры в реальной практике приводят к экономии до 2000 евро на автомобиль в год или 200 000 евро на автопарк из 100 автомобилей.
Информационный портал «Флитменеджмент.ру»
ООО «Пятое колесо менеджмент»