Вопрос выбора метода финансирования корпоративного автопарка становится все более актуальным в России в связи с развитием продуктов финансового и операционного лизинга. При оценке наиболее оптимальных методов финансирования автопарков, при любом объеме автопарка, лизинг зачастую оказывается более выгодным с учетом всех косвенных расходов и доходов. Кроме того, лизинг обладает определенными преимуществами, которые очень сложно оценить экономически.
В 2008 году специалисты компании «Пятое колесо менеджмент» провели исследование корпоративных автопарков, в котором проанализировали динамику развития рынка автомобильного лизинга в России с 2004 года по 2008, а также сделали прогноз доли автолизинга в 2009 году (прогноз составлен по планам опрашиваемых компаний, результаты исследований получены с учетом автомобильного веса компаний, т. е. объема автопарка).
Диаграмма 1. Доля методов финансирования корпоративных автопарков 2004-2009 гг.
Из диаграммы видно, что наибольший скачок по финансовому лизингу произошел 2005-2006 годах, это в основном связано с тем, что компании, в свое время доверившие лизингу часть своего автопарка, полностью перешли на этот метод финансирования. Финансовый лизинг хорошо приживается в средних и крупных автопарках с хорошим управлением. Основной причиной преобладания собственности над лизингом является низкая информированность, незнание всех его экономических и неценовых преимуществ. Однако иногда решение не использовать финансовый лизинг является осознанным и хорошо продуманным. Например, это касается компаний с максимальным кредитным рейтингом и огромным оборотом, имеющим возможность привлекать денежные средства под низкий процент. Это значительно осложняет финансовое оправдание лизинга, как инструмента сглаживания расходов, однако все остальные преимущества он при этом сохраняет. До 2005 года фактически не существовало предложений по оперативному лизингу. Этим и обусловлено крайне низкое количество сделок по оперативному лизингу. Начиная с 2005 года в России появились несколько крупных иностранных игроков, которые фактически выстроили стандарты данной услуги на нашем рынке. Однако в настоящий момент можно констатировать, что продукт работает пока только в больших городах. Все еще существует проблема с региональным обслуживанием, в том числе и у крупных игроков, что пока затрудняет переход на оперативный лизинг для компаний с обширным географическим покрытием автопарков. Вместе с тем, сложившаяся европейская практика формирования автопарков мультинациональных компаний будет способствовать существенному росту количества подобных сделок уже в ближайшее время. В Европе количество автомобилей в оперативном лизинге близко к 25 %. Единственным фактором, способным сдержать рост, может стать недостаточное качество предоставляемых услуг. Также необходимо отметить общий тренд в оперативном и финансовом лизинге. Многие иностранные компании в России следуют примеру своих европейских аналогов, где процент использования собственности при формировании автопарков не превышает 30 %, иногда это продиктовано единой корпоративной политикой для всех филиалов компании во всех странах.
«Флитменеджемент.ру»
|