Продукт финансового лизинга автомобиля получил значительное развитие за последние 5 лет. Управляющий автопарком легко найдет массу предложений различающихся по структуре услуг, условиям аванса, периодичности и сроку выплат, среди которых довольно просто запутаться. Конечно же, невозможно ответить на то, какие условия будут наиболее предпочтительны вообще, этот вопрос корректен для каждой конкретной компании и должен решаться в индивидуальном порядке. Однако можно отметить общие тенденции и наиболее популярные используемые схемы лизинга.
Финансовый лизинг согласно своему морфологическому корню, а также истокам из Европы, подразумевает исключительно финансовую составляющую и покрытие налогов, связанное с тем, что автомобиль является собственностью лизинговой компании. Однако таких продуктов в чистом виде на Российском рынке практически нет. В базовом пакете идут услуги регистрации, постановки на учет, снятия с учета, прохождения ГТО, также зачастую обязательными входят услуги страхования, предоставление подменного автомобиля и другие, по сути операционные услуги. Таким образом, в России в повседневной речи понятие финансового лизинга имеет свою специфику, это более емкий продукт, включающий некоторые операционные составляющие. Как уже говорилось выше, вопрос выбора структуры услуги сугубо индивидуален и зависит от нужд компании. Некоторые предпочитают использовать финансовый лизинг исключительно как финансовый инструмент и ищут именно такие предложения. Но в большинстве случаев лизинговые компании обладают хорошими условиями, предлагаемые поставщиками дополнительных услуг и поэтому даже с учетом своей прибыли могут предложить клиентам выгодные условия. Особенно это привлекает компании, которые только планируют приобрести автопарк и не имеют никаких договоренностей. Основываясь на исследовании, проведенном компанией «Пятое колесо менеджмент», можно придти к выводу: одним из значительных неценовых преимуществ лизинга перед собственностью является отсутствие необходимости проведения тендеров, постоянного мониторинга рынка и поиска более выгодных условий приобретения и обслуживания автомобилей разных производителей, что является, пожалуй, главной задачей грамотного управления автопарком. Все косвенные: административные, бухгалтерские и другие расходы, трудовые ресурсы, экономию времени необходимо учитывать при корректном сравнении финансового и,тем более, операционного лизинга с собственностью. Эти расходы слишком велики, чтобы ими пренебрегать. Довольно важно также оптимально подобрать срок лизинга. Большинство компаний предпочитают использовать 3-х или 4-х летний контракт. Однако для некоторых групп, например, маркетинговые автомобили или автомобили для тест-драйв, обычно используют краткосрочный лизинг вплоть до 13 месяцев ( краткосрочный операционный лизинг в выборку исследования компании «Пятое колесо менеджмент» не был включен).
В результате исследования, было выявлено, что большинство компаний используют лизинг без предоплаты, а также то, что большинство корпоративных клиентов предпочитают лизинг с высокой остаточной стоимостью (до 30 %), так как за счет высокой остаточной стоимости ежемесячный платеж сводится до минимума, и вся большая сумма платежа переносится на конец договора. Таким образом, в каждый момент времени компания сохраняет максимум средств в обороте. Обычно лизинговые компании не предлагают официально подобные тарифы (0 % аванс, 30 % остаточная стоимость), они достигаются в результате индивидуальных переговоров. Напоследок отметим, что преимущественно компании пользуются правом выкупа и перепродают автомобили на вторичном рынке, поскольку остаточная стоимость почти всегда оказывается ниже рыночной стоимости автомобиля.
«Флитменеджемент.ру»