Ответ: Если строго следовать логике, то такой зависимости нет. Выбор между приобретением машин в собственность, а также различными формами лизинга и аренды в первую очередь зависит от текущих и долгосрочных финансовых показателей компании, и основными параметрами здесь являются стоимость собственных средств (или, в общепринятом сокращении, WACC) и стратегическая стабильность бизнеса в долгосрочном периоде (5 – 10 лет). При этом, абсолютно не важно, приобретаете ли Вы одну машину или сто. Лишь при значительном росте парка следует также принимать во внимание косвенные затраты, связанные с администрированием автопарка компании. Существующие на сегодняшний день методики позволяют дать абсолютно точный ответ относительно того, какой метод приобретения, а также какой срок эксплуатации автомобиля следует предпочесть. Однако, с другой стороны, часто выбор компании бывает обусловлен причинами абсолютно не связанными с оптимизацией парка. Существующая статистика позволяет взглянуть на то, как фактически распределяются предпочтения компаний в зависимости от размеров имеющегося парка.
Следующая диаграмма предоставлена на основе проведенного в начале 2008 года исследования корпоративных автопарков с выборкой более 10 000 автомобилей. Она отражает долю автомобилей, приобретаемых соответствующим методом финансирования на момент начала 2008 года.
Среди компаний с небольшим объемом автопарка (до 100 а/м) распределение несколько хаотично. Часто, при таких объемах парка вопросам организации, в частности выбора метода финансирования, уделяется недостаточно внимания. Чаще всего решение принимается на уровне оценке прямой стоимости предложений без учета косвенных расходов и доходов, неценовых преимуществ лизинга. Поэтому продукт операционного лизинга крайне непопулярен в данном сегменте. Финансовый лизинг же используется в основном компаниями для сглаживания колебаний бюджета, также решение часто диктуется свыше, штаб-квартирой компании. В данной группе наиболее высока доля собственных автомобилей (83,76 %). Тем не менее, по прогнозам самих опрошенных компаний можно отметить значительную заинтересованность в использовании лизинга в данном сегменте в недалеком будущем. В сегменте компаний с размером парка от 100 до 250 а/м значительно более востребован продукт операционного лизинга. Доля финансового лизинга все-таки ниже среднего уровня, однако здесь теперь этот выбор часто подкреплен реальными расчетами.
Компании с объемом автопарка от 250 автомобилей в массе своей принимают четкие осознанные решения, подкрепленные результатами собственных или сторонних исследований в области выбора метода финансирования. Нередко решение принимается в его пользу финансового лизинга, несмотря на значительный (10-15%) проигрыш в экономическом плане. Дело в том, что при данных объемах автопарка его эффективное управление становится значительной непрофильной активностью, неизбежно отражающейся на руководителях практически любого звена. Также значительное влияние оказывают такие тенденции, как ориентирование на успешных конкурентов, следование указаниям штаб-квартир, а также стремление к аутсорсингу во всем, кроме основного бизнеса компании.